Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию.
    Основная задача работы с ребенком в нашем детском саду – создание условий для творческого самовыражения и развития личности ребенка, при этом именно творческое отношение к себе и окружающему миру должно стать привычкой, естественной реакцией на изменяющиеся обстоятельства.
   Зачем это надо? Творческий потенциал есть у каждого ребенка, только со временем без поддержки и поощрения взрослых творческое мышление ребенка и способность создавать новое становится рудиментом, т.е. исчезает за невостребованностью. Интересен факт, что в разряд «трудноадаптирующихся» к условиям ДОУ попадают в большинстве случаев дети, обладающие способностями к творчеству в той или иной области. Яркая индивидуальность делает их непохожими на других, выделяя из общей массы. Опыт школьных коллег показывает, что в то же время одаренные дети, не раскрывшие своего таланта, не нашедшие применения своим способностям и не получившие своевременной помощи взрослых, как правило, имеют проблемы с адаптацией в условиях школы и социума в целом.
    Цель нашего дошкольного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. 
     Поэтому цель нашей работы – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
    Основным методом является арт-терапия, а именно рисуночная терапия (изотерапия), дополненная игрой, сказкой, музыкой. Почему именно арт-терапия?
  • Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека. 
  • Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» - сам ребенок.
  • В-третьих, при рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
  • В-четвертых, рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления).
  • В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.
  
 
 
 
    Таким образом, мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы. Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности.
     При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками.
     Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому можно смело расширять ассортимент изобразительных средств и предоставлять возможность свободного к ним доступа ребенка в любое время по его желанию. Наша цель не научить ребенка рисовать, а развить творческий потенциал, нестандартное мышление, умение выразить свои чувства через рисунок, а также, помочь ему посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Мы вооружаем ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. 
    Также , мы в своей работе используем такие методы арт-терапии как: песочная анимация, песочная терапия, гримотерапия, глинотерапия и квиллинг, т.е.  метод бумагокручения, который в последнее время стал актуальным в работе с детьми.
 
 
 
   Развивая воображение, мы переводим внутренние образы в готовый внешний продукт, т.е. создаем, творим, открывая для ребенка один из способов самовыражения личности, а творческая личность всегда найдет дополнительную возможность реализовать себя в жизни. Следовательно, развивая у ребенка заложенный в него природой творческий потенциал, мы создаем условия для формирования гармоничной, свободной и психически здоровой личности, способной к саморегуляции и самоконтролю.